И Буркин, сослуживец Беликова, хоть избегает, в отличие от Коваленко каких-либо выводов и оценок политического характера (сказывается привычная осторожность), хоть и пытается объяснить жизнь Беликова особенностями его характера, рисует бели-ковщину как общественное зло. Очевидно, что симпатия Бур-кина на стороне Коваленко. Приглушенным протестом против духовного угнетения, затаенной тоской о чистой, вольной общественной атмосфере звучат слова Буркина: Ах, свобода, свобода. Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли? Открыто ненавидит беликовщину слушатель Буркина, старый ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Но оба они не знают, как вырваться из пут футлярного существования.
И тем не менее рассказ не оставляет ощущения безнадежности. В нем изображены и силы, враждебные беликовщине. Таков учитель-демократ Коваленко. Он открыто выступает против футлярного прозябания: Не понимаю... как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. В этой отповеди слышны гневные интонации щедринской сатиры.
Беликов умер единственно от страха перед жизнью, и хоронить его было большим удовольствием, как признался рассказчик этой истории - учитель Буркин. Но смерть Беликова не могла избавить город от беликовщины. Жизнь и после его похорон осталась такой же, как была,- не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне.
стало нарицательным, как имена Хлестакова, Чичикова, Манилова, Иудушки Головлева.
За фигурой Беликова мы видим беликовщину - типическое явление общественной жизни России 80-90-х годов прошлого века.
Болезненный страх Беликова, над которым мы смеемся, читая о его ухаживаниях за беспечной певуньей Варенькой, отравляет общественную атмосферу и становится пугающе активной силой. Трусливое, дрожащее существо, подобное щедринскому пескарю, пятнадцать лет держит в своих руках не только гимназию - весь город! Сам Беликов этого не понимает. Он всего-навсего повторяет: Как бы чего не вышло, вздыхает, ноет да еще ходит по учительским квартирам и как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него поддерживать добрые отношения с товарищами. Но в стране, где господствовал полицейский сыск, донос, судебная расправа, где преследовалась живая мысль, доброе чувство, одного вида Беликова было достаточно, чтобы привести в трепет. Так под влиянием Беликова плодится пособничество всему подлому, замирает все живое, доброе, человечное: Боятся громко говорить, посылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте... .
И древние языки, которые Беликов преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда можно спрятаться от действительной жизни. И мысль свою он старался запрятать в футляр. Для нсго были ясны только циркуляры и газетные статьи, в торых запрещалось что-нибудь.
Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и себя самого: Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.
Вся трилогия представляет собой нерасторжимое единство комического и трагического.
В этот период у Чехова появляются рассказы, объединенные в небольшие циклы Такова маленькая трилогия, написанная в 1898 году: Человек в футляре, Крыжовник и О любви.
1 Цикл - несколько произведений, объединенных общей темой, идеей.
Чеховские рассказы 90-х годов поражают емкостью содержания, масштабами художественных обобщений. Высочайшего совершенства достигает мастерство писателя, умеющего воссоздать в малой литературной форме крупные явления жизни, сложные человеческие характеры и отношения. В 90-е годы особенно четко определилась одна из важнейших тем всего творчества Чехова - обличение пошлости, обывательщины, духовного мещанства.
ПРОТЕСТ ПРОТИВ ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ.
ПРОТЕСТ ПРОТИВ ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ.
************************************
************************************
***************************************
***************************************
Русская литература
ПРОТЕСТ ПРОТИВ ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий